Первичная профсоюзная организация Киевского городского профсоюза "Захист праці" в ООО "МЕТРО Кеш енд Кери Украина"
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 30.11.2024, 00:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наши кореспонденты [8]
Из зала суда [2]
Стаьи о ведении судовых действий против администрации Метро Кеш енд Кери Украина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Наши кореспонденты

Вокруг Победы
Вокруг Победы

Автор: Сергей Ищенко

В понедельник постсоветский мир будет отмечать очередную годовщину победы над фашистской Германией и её союзниками. Ветераны наденут боевые ордена, выйдут на площади, соберутся под памятниками не вернувшимся с фронта товарищам, будут петь песни тех лет. Они с честью выполнили свой долг – и это, в первую очередь, их праздник. Но… не только. Чем ближе 9 мая, тем больше политических копий ломается вокруг оценки событий 1941-45 годов. Правящая Партия регионов инициирует помпезные официозные празднества и принимает решение о вывешивании в праздничные дни копий Знамени Победы, поднятого над берлинским рейхстагом 66 лет назад. Украинские националисты, в первую очередь откровенно профашистская партия «Свобода», призывают игнорировать День Победы как чужой для украинцев праздник, называют Великую Отечественную войну «столкновением двух оккупантов» и угрожают «срывать красные тряпки». В ответ русские националисты из региональных партий «Русское единство» (Крым) и «Родина» (Одесса) обещают провести «марш победы» во Львове… Разные субъекты украинской политики пытаются интерпретировать войну и память о ней в собственных целях.

Битва за прошлое

Цели правящей коалиции и Партии регионов, в общем-то, понятны. Они пытаются сконструировать новую национальную мифологию. На смену проповедовавшемуся предыдущей администрацией культу голодомора и «національно-визвольних змагань», судя по всему, идёт культ Великой Победы. В конце концов, в современной России история Великой Отечественной в её героической версии является одним из источников, формирующих новую российскую идентичность, важной, может быть, даже определяющей частью официальной идеологии. Пафос празднования не уступает позднесоветским временам, но вот содержание существенным образом коррегируется под потребности нового, буржуазного и националистического, режима.

В советское время День Победы был всё-таки другим. Да, помпезного официоза и пафосных речей с трибун хватало. Но было и другое. Было чувство печали по тем, кто не вернулся, чувство благодарности тем, кто выжил и отчаянная вера в то, что человечество, получив такой страшный опыт, свернёт наконец-то раз и навсегда с пути, ведущему к самоуничтожению. «Праздник со слезами на глазах» - это не просто фраза из песни. Было в том, как советские граждане отмечали 9 мая, что-то глубоко человечное и личное. Вспоминая погибших, чествуя ветеранов, осмысливая пережитое, люди повторяли «Лишь бы не было войны». Какими бы казёнными не были фразы о борьбе за мир и о дружбе народов, граждане СССР искренне ненавидели фашизм и войну как худшее из зол.

Сегодня многое изменилось. День победы над фашизмом в Российской Федерации (Украина, похоже, идёт тем же путём) был превращён в праздник победившего великодержавного шовинизма. Помните фразу российского премьера Путина о том, что Россия «страна победителей» и выиграла бы войну в одиночку, без чьей-либо помощи? Эти слова как нельзя лучше отражают новую российскую интерпретацию событий военных лет. Цинично и лицемерно ссылаясь на память о них, современные политики проповедуют милитаризм и национализм. В советские годы было принято подчёркивать вклад в победу над фашизмом всех народов СССР. Чувствуете разницу между таким подходом и словами о «стране победителей»? Разговоры о том, что победили в 45-м Россия, славяне или «русский мир» звучат с самых высоких трибун. Как будто и не было солдат сотен национальностей от Молдавии до Чукотки, проливавших кровь ради общей победы, не было десятков тысяч партизан и подпольщиков, которые вели героическое сопротивление в оккупированных гитлеровцами и их сателлитами странах Европы и Азии, не было самоотверженной борьбы антифашистов в самих государствах «оси»?! В алхимической колбе нынешней идеологии происходит страшная и кощунственная трансмутация: война из интернационалистической, антифашистской, превращается в геополитическое противостояние двух империй – германской и российской, окопная правда подменяется государственным пафосом. Такая государственническая, национал-патриотическая трактовка событий Великой Отечественной служит российскому режиму для легитимации в глазах собственных граждан. В украинском варианте Партия регионов берёт на вооружение подобную интерпретацию для мобилизации избирателей Востока и Юга страны, людей старшего возраста, ветеранов.

Поэтому не удивительно, что в Украине, например, память о войне неустанно эксплуатируют русско-националистические «Родина» и «Русское единство». Разглагольствуя о победе и размахивая красными флагами, они как будто забывают, что флаг этот водрузила над рейхстагом Рабоче-крестьянская Красная Армия. «Русская» армия, как мы помним, в той войне была только одна. И воевала она совсем по другую сторону линии фронта…

В противовес «пророссийским» силам, ВО «Свобода» и другие украинские националисты активно продвигают идею о том, что 9 мая 1945 года не было победой для украинского народа. В их версии фашистская Германия и сталинистский Советский Союз были двумя равно империалистическими лагерями, равно враждебными украинцам. Между сталинизмом и фашизмом, таким образом, ставится знак равенства, а украинский народ превращается в жертву столкновения двух тоталитаризмов. Более того, советский режим в Украине представляется как оккупационный, московско-имперский. Таким образом, антифашистский смысл борьбы красноармейцев и советских партизан полностью нивелируется, они превращаются в лучшем случае – в обманутых марионеток враждебного режима, а в худшем – в таких же оккупантов, как и гитлеровцы.

Такая интерпретация призвана придать легитимность деятельности ОУН и других националистических группировок 30-50-х годов. Если и Германия, и СССР для Украины выступали в одинаковой роли оккупантов, то нет ничего предосудительного в сотрудничестве с одним врагом против другого. А значит – коллаборационизм украинских националистов в начале вторжения гитлеровских войск в СССР был, с этой точки зрения, вполне оправдан. Антисоветское подполье изображается как борцы за независимое украинское государство против двух оккупантов, а его участие в Холокосте и этнических чистках польского населения замалчивается. Всё это, в свою очередь, служит основанием для современной политики «Свободы» и её единомышленников. Они рассматривают правительство Януковича-Азарова и Партии регионов именно как национального противника, ставленников Москвы, проводников оккупационной политики. В таком ключе создаваемый правительством культ Победы для «Свободы» - ещё одно свидетельство его ориентации на Россию.

История – это политика, опрокинутая в прошлое, - говорил историк-марксист Михаил Покровский. Нынешние правые идеологи целиком и полностью подтверждают эту мысль своего идейного противника. Их интерпретации событий 1941-45 годов – яркое тому свидетельство.

Марксисты и Победа

Как ни странно, для многих движений, называющих себя «левыми», националистические интерпретации событий Великой Отечественной войны, оказываются вполне приемлемыми. Для разнообразных сталинистских групп братание с русскими национал-патриотами уже стало традицией. На акциях КПРФ и КПУ красные флаги, означающие борьбу за социальное освобождение, реют в одном строю с «имперскими» триколорами, символизирующими державное величие России. Образ Сталина, одинаково уважаемого обеими течениями, персонифицирует единство «коммунистов» с националистами. Риторика двух направлений сближается настолько, что уловить разницу становится практически невозможно.

Сложнее с «ультралевыми» группами. С их точки зрения, и гитлеровская Германия, и сталинский СССР являлись эксплуататорскими и равноценными в своей антирабочей сущности. То есть, по большому счёту, рабочим Советского Союза было всё равно, кто победит. Как видим, вроде бы марксистская фразеология, но выводы фактически те же, что у «Свободы»: столкновение двух тоталитаризмов, война чуждая интересам народа, следовательно, никакой победы не было. Не удивительно поэтому, что среди «ультралевых» время от времени проскальзывают симпатии к националистическому подполью, поиски в его рядах «левого крыла» и т.д.

Какую же позицию должны в данной ситуации занимать революционные марксисты? Слиться в едином порыве с великодержавными шовинистами и сталинистами в восхвалении «победы русского оружия»? Или подарить память о победе буржуазному государству и в один голос с украинскими националистами призывать игнорировать день 9 мая?

Лев Троцкий, наверное, наиболее последовательный критик сталинского режима, уже в середине 30-х годов написал целый ряд статей, посвящённых опасности грядущей войны. Во всех этих статьях звучит один и тот же лозунг: безусловная поддержка СССР в будущем военном столкновении. Такая позиция встречала недоумение у многих критиков сталинского режима, выступавших с «ультралевых» позиций. Как можно защищать преступный режим, предавший революцию и паразитирующий на рабочих? На это Троцкий отвечал: нельзя отождествлять сталинскую бюрократию и СССР. Даже в изуродованном бюрократической диктатурой Советском государстве оставался социальный фундамент, заложенный Октябрьской революцией. Именно этот фундамент, завоевания Октября, призывал защищать Троцкий. «Представим, однако, что Гитлер поворачивает свое оружие на Восток и вторгается в области, занятые Красной Армией» - писал он в 1939 году. - «В этих условиях сторонники Четвертого Интернационала, ни мало не меняя своего отношения к кремлевской олигархии, выдвинут на передний план, в качестве неотложной задачи данного момента, военный отпор Гитлеру. Рабочие скажут: "Мы не можем уступить Гитлеру свержение Сталина; это - наша задача"… Такого рода "защита СССР" будет, разумеется, как небо от земли, отличаться от официальной защиты, которая ведется ныне под лозунгом: "за родину, за Сталина!" Наша защита СССР ведется под лозунгом: "за социализм, за международную революцию, против Сталина!" Чтобы в сознании масс эти два вида "защиты СССР" не смешались, надо уметь ясно и точно формулировать лозунги, отвечающие конкретной обстановке. Но прежде всего надо ясно установить, что именно мы защищаем, как защищаем, против кого защищаем».

Аналогичные мысли звучат в заявлении исполкома Четвёртого Интернационала, опубликованном уже после убийства Троцкого, в августе 1941 года, когда вторжение гитлеровских войск в СССР стало реальностью: «В час грозной опасности Четвертый Интернационал опять призывает рабочих к защите СССР. Защита Советского Союза – элементарный долг всех рабочих верных своему классу. Мы лучше кого бы то ни было знаем, что нынешнее правительство СССР совершенно не то, что советская власть первых лет революции. Но у нас есть что защищать, и мы будем это защищать против классового врага, независимо от всех преступлений нынешних правителей. Советские рабочие совершили грандиозную революцию, которая изменила облик всей огромной страны; они остались одни, изолированные, у них не хватило сил для реализации всех своих надежд и им пришлось выносить власть гнусных узурпаторов. Но Гитлер собирается все уничтожить. Этого не могут допустить ни народы СССР, ни мировой пролетариат».

Нельзя забывать, что немецкий национал-социализм представлял собой огромную гуманитарную угрозу для всей человеческой цивилизации. «Социализм или варварство» - так когда-то изображала Роза Люксембург альтернативу будущего. Победа СССР, деформированного бюрократической диктатурой, к сожалению, не привела к победе социализма. Но победа Третьего Рейха и его союзников совершенно точно означала бы победу варварства. Варварства в самом чистом виде.

Несмотря на все преступления сталинского режима, на ужасы коллективизации и террор, народы СССР прекрасно понимали это. Победа немецкого нацизма означала бы превращение страны в колонию, её жителям, согласно «расовой теории», надлежало стать рабами «расы господ», а еврейское и цыганское население ожидало тотальное физическое уничтожение. Да, мы осуждали и осуждаем сталинский режим и его преступления. Мы знаем, что именно на нём лежит значительная доля ответственности за сам подъём нацизма в Германии, за войну в том виде, в котором она произошла. Но всё это не отменяет одного факта: представители самых разных народов, сражавшиеся в рядах Красной Армии, боролись в этой войне за справедливость, равенство, интернационализм, за те ценности, которые хоть и искажались, грубо попирались, даже выворачивались наизнанку в ходе строительства Советского государства, но всё же лежали в его основе. Реакцией именно на эти ценности и стал фашизм во всех его проявлениях, и германский нацизм в том числе. Поэтому, победа над гитлеровской Германией – это общегуманитарная победа человечества. Именно этот (и только этот) смысл Великой Отечественной войны не может подлежать никакой ревизии.

Современные украинские марксисты обязаны вернуть памяти о победе первоначальное, низовое содержание – интернационалистическое и антифашистское. Отдавая должное антифашистской борьбе советского рабочего класса и противостоя попыткам украинских националистов нивелировать её значение, мы в то же время обязаны резко размежеваться со сталинистскими, русско-шовинистическими и государственническими трактовками Великой Отечественной войны.

Не победа Сталина и «державы» - но победа советских рабочих, красноармейцев и партизан. Не победа «русского мира» над инородцами – но победа гуманизма над варварством.

субота, 07.05.2011, zensunniwanderer

Категория: Наши кореспонденты | Добавил: Demyan (10.05.2011)
Просмотров: 835
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Block title

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz
неоспоримый 4